понедельник, 22 августа 2011 г.

Алжир: Демократизация образования

Как-то писал у себя, что одной из причин беспорядков на Ближнем Востоке и в Африке является плохой уровень образования. Причина безусловно не главная и вписывается целиком в уровень жизни населения в стране. Однако решающую роль в беспорядках играет необразованная молодежь, которая мечтает о революции и в России в том числе. Сейчас заговорили, что на повестке дня Алжир. Будет или не будет, говорят осторожно. Другая страна, другие нравы. Однако я, как наимудрейший из всех Котов решил соотнести свое понимание связи образования и вероятностью наступления переворота в стране.

Я уже знал, что в Алжире существует трехступенчатая система образования. Первая ступень — шестилетняя начальная школа, вторая — четырехлетняя неполная средняя школа (первый цикл) и третья — трехлетнее среднее образование (второй цикл). Общая продолжительность обучения — 13 лет. Для перехода от одной ступени к другой требуется сдать экзамены, и довольно жесткие. Только немногим более половины выпускников начальной школы поступало в школу первого цикла, свидетельство об окончании которой давало право на поступление в технический коллеж. Окончившие второй цикл получали диплом бакалавра и право на поступление в университет или другой вуз.

В отличие от России где можно запросто купить диплом в Алжире этот документ очень ценится, вернее полученные знания. Там гораздо легче оценить реальные знания людей, чем у наших. Некоторые из студентов, уже учась в институте, ездили повторно сдавать экзамен, чтобы получить этот диплом.

Образование в Алжире Алжир: Демократизация образования

Сегодня при моем разговоре с г-ном Лакдаром присутствует его старый знакомый Мухаммед Беншенеба, который, будучи владельцем одной из дач на Черных скалах, приехал провести воскресенье на прекрасном пляже Бумердеса. Г-н Лакдар приглашает навестить своего знакомого вместе с ним. Я говорю о неудобстве такого визита.

— Вы хотите знать о перестройке нашего образования. У нас много сделано и делается, но подробности мне неизвестны. Мой товарищ — работник министерства национального образования.

Г-н Беншенеба оказался темноволосым мужчиной средних лет, обладателем усов и небольшой, коротко подстриженной бороды, начинающейся от висков. Мы застали его за поливом кустов ярко цветущих гераней. Он рад приятелю и не прочь поговорить со мной. Только ставит условие: разговор должен быть на пляже.

— Где же еще при такой жаре?

Пляж начинается прямо за стеной дома г-на Беншенеба. Он почти пустой. Море сегодня спокойное, ласковое. Г-н Беншенеба оказался человеком простым, беседовать с ним легко. Кроме того, сразу стало ясно, что организация алжирского образования — это дело, которым он живет.

— Демократизация образования,— говорит он,— проблема нелегкая. Но мы рассматриваем ее как элемент стратегии развития, борьбы со слаборазвитостью. Это прежде всего проблема национальных кадров. Массовый отъезд европейцев в 1962 г. поставил наше образование на грань катастрофы. Учителя-алжирцы в начальной школе составляли 15%, в средней—20, в высшей— всего 5%. Эвианские соглашения 1962 г. предусматривали посылку в Алжир большого числа французских преподавателей. Но Франция получила право открывать в Алжире школы со своими программами и методами обучения. Согласитесь, что в молодой республике это могло быть использовано в целях неоколониализма. Обучение в Алжирском университете должно было осуществляться на принципах и по программам, принятым во французских университетах, чтобы сохранить так называемую «эквивалентность дипломов».

Таким трудным было наше начало. С тех пор многое изменилось. Демократизация означает массовый охват обучением всех детей школьного возраста, доступ к обучению всем слоям общества. В этом отношении мы идем в числе первых среди развивающихся стран. С 1985 по 2015 г. охват детей обучением поднимается г. 49,5 до 80%. Школы будут посещать 90% детей шестилетнего возраста. Численность студентов вузов и техникумов в 1990 г. составила 65 тыс. К 2015 г. число студентов возрастет до 70 тыс. Это в десятки раз больше, чем было в далеком 1962 г.

Можно ли считать этот уровень образования достаточно высоким, что бы уберечь страну от хаоса? Думаю можно, время покажет и проверит на прочность проведенные в Алжире реформы.