Я уже знал, что в Алжире существует трехступенчатая система образования. Первая ступень — шестилетняя начальная школа, вторая — четырехлетняя неполная средняя школа (первый цикл) и третья — трехлетнее среднее образование (второй цикл). Общая продолжительность обучения — 13 лет. Для перехода от одной ступени к другой требуется сдать экзамены, и довольно жесткие. Только немногим более половины выпускников начальной школы поступало в школу первого цикла, свидетельство об окончании которой давало право на поступление в технический коллеж. Окончившие второй цикл получали диплом бакалавра и право на поступление в университет или другой вуз.
В отличие от России где можно запросто купить диплом в Алжире этот документ очень ценится, вернее полученные знания. Там гораздо легче оценить реальные знания людей, чем у наших. Некоторые из студентов, уже учась в институте, ездили повторно сдавать экзамен, чтобы получить этот диплом.


Сегодня при моем разговоре с г-ном Лакдаром присутствует его старый знакомый Мухаммед Беншенеба, который, будучи владельцем одной из дач на Черных скалах, приехал провести воскресенье на прекрасном пляже Бумердеса. Г-н Лакдар приглашает навестить своего знакомого вместе с ним. Я говорю о неудобстве такого визита.
— Вы хотите знать о перестройке нашего образования. У нас много сделано и делается, но подробности мне неизвестны. Мой товарищ — работник министерства национального образования.
Г-н Беншенеба оказался темноволосым мужчиной средних лет, обладателем усов и небольшой, коротко подстриженной бороды, начинающейся от висков. Мы застали его за поливом кустов ярко цветущих гераней. Он рад приятелю и не прочь поговорить со мной. Только ставит условие: разговор должен быть на пляже.
— Где же еще при такой жаре?
Пляж начинается прямо за стеной дома г-на Беншенеба. Он почти пустой. Море сегодня спокойное, ласковое. Г-н Беншенеба оказался человеком простым, беседовать с ним легко. Кроме того, сразу стало ясно, что организация алжирского образования — это дело, которым он живет.
— Демократизация образования,— говорит он,— проблема нелегкая. Но мы рассматриваем ее как элемент стратегии развития, борьбы со слаборазвитостью. Это прежде всего проблема национальных кадров. Массовый отъезд европейцев в 1962 г. поставил наше образование на грань катастрофы. Учителя-алжирцы в начальной школе составляли 15%, в средней—20, в высшей— всего 5%. Эвианские соглашения 1962 г. предусматривали посылку в Алжир большого числа французских преподавателей. Но Франция получила право открывать в Алжире школы со своими программами и методами обучения. Согласитесь, что в молодой республике это могло быть использовано в целях неоколониализма. Обучение в Алжирском университете должно было осуществляться на принципах и по программам, принятым во французских университетах, чтобы сохранить так называемую «эквивалентность дипломов».
Таким трудным было наше начало. С тех пор многое изменилось. Демократизация означает массовый охват обучением всех детей школьного возраста, доступ к обучению всем слоям общества. В этом отношении мы идем в числе первых среди развивающихся стран. С 1985 по 2015 г. охват детей обучением поднимается г. 49,5 до 80%. Школы будут посещать 90% детей шестилетнего возраста. Численность студентов вузов и техникумов в 1990 г. составила 65 тыс. К 2015 г. число студентов возрастет до 70 тыс. Это в десятки раз больше, чем было в далеком 1962 г.
Можно ли считать этот уровень образования достаточно высоким, что бы уберечь страну от хаоса? Думаю можно, время покажет и проверит на прочность проведенные в Алжире реформы.